АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Спор с умыслом
"Свободный курс", № 12, 25.03.2009 г.
Борьба за потребителя – дело хорошее, когда конкурирующие компании предлагают лучшее качество и лучшее обслуживание.
Но когда продавец разными способами принуждает идти за покупками именно к нему, мы, потребители, начинаем, по меньшей мере, нервничать. Похожая история произошла в Бийске и пяти районах Бийской зоны. Компания Алтайкрайэнерго пыталась "уговорить" потребителей платить за свет именно ей. Хотя законный поставщик электричества для потребителей этой зоны –Алтайэнергосбыт.
Кто за что отвечает?
Для начала немного истории. В Бийской зоне (а сюда входит Бийск и пять районов, или 44 000 потребителей-граждан и 690 юрлиц) статус гарантирующего поставщика имеет одна компания - Алтайэнергосбыт (таково решение Главэкономики от 26 июня 2007 года за № 17). Обслуживанием же сетей в этой зоне, согласно тому же постановлению, занимается другая – Филиал Алтайкрайэнерго - Бийские МЭС. Названия у компаний похожие. Но задачи - абсолютно разные: первая отвечает за снабжение потребителей электроэнергией, вторая же - за хорошую работу всего сетевого хозяйства от линий электропередачи до трансформаторных подстанций и прочего, прочего.
Однако еще в конце прошлого года от клиентов Алтайэнергосбыта (присоединенных к сетям Алтайкрайэнерго) поступили тревожные обращения. По их словам, Алтайкрайэнерго настоятельно рекомендовала им расторгнуть договоры с Алтайэнергосбытом и заключить новые – с ней. Потребители даже опасались, что останутся без света. При этом управляющие компании Бийска ("Зеленый клин", "Центральная", "Кристалл" и "Заречье") даже заключили договор энергоснабжения с Алтайкрайэнерго. Однако, по мнению прокурора Бийска, этим они нарушили права жителей.
Сколько платить?
На первый взгляд, переход потребителей к "Алтайкрайэнерго" мог бы быть для них выгодным: ведь сетевая компания предлагала более низкие тарифы. Однако причина более низкого тарифа объясняется просто: когда компания Алтайкрайэнерго подавала заявку на утверждение тарифов, она, естественно, не включила в нее затраты на обслуживание потребителей Бийской зоны Алтайэнегосбыта (да и не имела права включать – ведь для нее это были "чужие" потребители). Меньше потребителей – меньше затраты, ниже тариф. Все логично.
Но не все так просто. Новые потребители неизбежно потребуют дополнительных расходов, и, значит, у Алтайкрайэнерго неизбежно будут формироваться долги при расчете за покупку электроэнергии с гарантирующим поставщиком - Алтайэнергосбытом. И столь же неизбежно, что для того чтобы как-то существовать, Алтайкрайэнерго понадобится более высокий тариф для своих потребителей в ближайшем будущем. Потребители в этой ситуации пострадают больше всех т.к. рассчитывая на низкий тариф от Алтайкрайэнерго с начала, в итоге возможно будут платить гораздо больше, не исключено, что даже больше, чем платили бы, оставшись на обслуживании в Алтайэнергосбыте.
Как говорит закон?
Вопрос о том, кому же платить потребителям, в Бийске не могли решить довольно долго. Свое видение спорной ситуации высказала прокуратура Бийска.
"Поскольку договор энергоснабжения заключался непосредственно гражданами, управляющая компания не является надлежащим субъектом, уполномоченным от имени жителей обслуживаемых домов без специального на то поручения изменять либо расторгать договоры энергоснабжения, - прокомментировал ситуацию помощник прокурора Бийска Илья Куксин. - Прокуратурой города Бийска оценены типовые договоры, заключенные между управляющими компаниями и жильцами. В результате установлено: управляющие компании правомочны заключать агентские договоры лишь на энергоснабжение мест общего пользования - лестничные площадки и так далее".
Кому платить?
По результатам проверки, проведенной прокуратурой города Бийска, управляющим компаниям города объявлены предостережения о недопустимости нарушений действующего законодательства в части самоуправного изменения и расторжения договоров энергоснабжения, заключенных между гражданами-потребителями и филиалом "Бийский" ОАО "Алтайэнергосбыт", а также выборе иной энергоснабжающей организации.
То есть получается, что платить за свет нужно так, как раньше - Бийскому филиалу ОАО "Алтайэнергосбыт". Как быть тем гражданам, которые уже успели заплатить Алтайкрайэнерго? По словам Сергея Рыжкова, начальника Бийского филиала Алтайэнергосбыта, в этом нет ничего страшного: "Потребителей напрягать не будем. Как все привести в соответствие - в этом разберутся сами предприятия", - пояснил он.