АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Сложности выбора
"Бийский рабочий", 31.03.2009 г.
Тишина в цехах, темные и пустые коридоры… Энергетический коллапс в масштабах одной мебельной фабрики стал для Бийска настоящей неожиданностью. Еще совсем недавно казалось, что ничего не предвещает беды, и для местного бизнеса нет особых угроз. А началось все с того, что в нашем крае, как и по всей России, в ходе реформы электроэнергетики стали появляться компании-чужаки.
Вот и в Бийске совсем недавно начало свою работу ЗАО "Бийскэнергосбыт". Гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Алтайского края – ОАО "Алтайэнергосбыт" - поначалу только приветствовал появление нового партнера. Ведь здоровая конкуренция во всех сферах всегда положительна как для потребителей, так и для самих участников рынка, и энергетика в этом плане не исключение. Благодаря ей открываются новые возможности бизнеса и повышается эффективность производства, что, по мнению специалистов Алтайэнергосбыта, в итоге улучшает надежность энергообеспечения. Но, увы, риски возникновения недобросовестных компаний, пытающихся в обход законодательства перераспределить долю рынка в свою пользу и завлекающих клиентов неправдоподобно выгодными условиями, становятся весьма высоки.
Как раз такая ситуация и развернулась в Бийске. Темная история началась еще в январе 2009 года, когда руководство нескольких компаний, в том числе и местная мебельная фабрика, решило сменить поставщика электрической энергии, прекратив обслуживание у ОАО "Алтайэнергосбыт" и отдав предпочтение новой сбытовой компании ЗАО "Бийскэнергосбыт". Условия были прямо сказать сказочными, а особенно привлекали низкие тарифы, которые предлагали "чужаки" потребителям.
Руководствуясь вполне понятными экономическими интересами, мебельная фабрика без особых проблем расторгла договор с Алтайэнергосбытом, и перешла к ЗАО "Бийскэнергосбыт". Для Алтайэнергосбыта по сути условия работы не изменились – просто теперь крупный клиент обслуживался не напрямую, а через более мелкого посредника. Но, как оказалось, ЗАО "Бийскэнергосбыт" не заключило договоры купли-продажи с Алтайэнергосбытом именно для мебельной фабрики, и, соответственно, изначально просто не имело права на распоряжение электрической энергией. В итоге – фабрика простояла несколько дней вообще без электричества.
Переманить несколько доверчивых клиентов у ОАО "Алтайэнергосбыт" Бийскэнергосбыту оказалось достаточно просто. Стоило только подать объем заявок для формирования тарифа без учета заветных, тогда еще потребителей Алтайэнергосбыта, и цель достигнута – маленькие тарифы, а значит и более привлекательные условия. Невелика мудрость, и Бийскэнергосбыт – далеко не первый случай того, как компании - энерготрейдеры завлекают клиентов. Те же, в свою очередь, далеко не всегда прежде чем сделать выбор в пользу возможного поставщика, тщательно изучают все особенности функционирования энергопредприятий, рынка и тарифной политики.
Большинство предприятий, перешедших с начала года на обслуживание к ЗАО "Бийскэнергосбыт", в скором времени сумели разобраться во всех правовых и тарифных тонкостях и вернулись на обслуживание к гарантирующему поставщику электроэнергии в Алтайском крае – ОАО "Алтайэнергосбыт". Ситуация же с Бийской мебельной фабрикой переросла в конфликт. Отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения стало основанием для того, чтобы сетевая организация – филиал ОАО "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" - 5 марта прекратила подачу электроэнергии на объекты этих потребителей.
Руководство "Бийскэнергосбыта" пыталось привлечь к решению проблемы административный ресурс, что в данном случае вообще было не уместно. В "Алтайэнергосбыте" такие методы разрешения конфликтов считаются недопустимыми, ведь споры двух хозяйствующих субъектов должны решаться без привлечения властей. В итоге ситуация стабилизировалась и электричество появилось на фабрике лишь тогда, когда руководство фабрики снова вернулось на обслуживание в Алтайэнергосбыт заключив договор на энергоснабжение с проверенным и надежным партнером.
"Алтайэнергосбыт", конечно, не может препятствовать решению своих клиентов - сменить поставщика или остаться с прежним, уже знакомым, для того по сути и задумывалась реформа, чтобы предоставить потребителям свободу выбора. В компании могут лишь предостеречь своих потребителей, и напомнить, что в их интересах удостовериться в наличии у продавца права на распоряжение электрической энергией. Иначе, погнавшись за дешевизной, можно оказаться вообще ни с чем.
Ксения Безбородова