АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Новая концепция развития Алтайэнергосбыта
"Континент Сибирь", № 20, 29.05.2009 г.
ОАО "Алтайэнергосбыт" - это крупнейшая энергосбытовая компания Сибирского региона, осуществляющая свою деятельность на территории 2-х субъектов федерации – Алтайского края (доля занимаемого рынка – 79,4%) и Республики Алтай (доля занимаемого рынка – 99,8%). В июле 2009 года компания перешагнет трехлетний рубеж существования. В настоящее время в компании решили пересмотреть концепцию развития и реализуют проект по оптимизации бизнес-процессов. О целях этого проекта "КС" рассказал генеральный директор – Руслан Мамин.
- Руслан Гумарович, что происходит сегодня в компании Алтайэнергосбыт?
- В настоящее время в компании идет период реализации новой концепции развития. Современная ситуация в отрасли и в экономике диктует новые правила работы энергокомпаний. Необходимо по-новому вести бизнес, по-новому выстраивать отношения с потребителями. Кроме того, постоянно происходят различного рода изменения. Их необходимо контролировать, нужно адаптировать для компании, ими необходимо уметь управлять. Все факторы, определяющие успех компании, классически делятся на внешние (на которые компания не может повлиять) и внутренние (внутренняя среда компании). Например, финансово-экономический кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности. В условиях кризиса появляются новые или актуализируются старые проблемы. Реформа энергетической отрасли так же служит поводом для существенных изменений, например, в законодательной базе, что самым непосредственным образом отражается как на функционировании компании, так и на взаимоотношениях с потребителями. Деятельность Алтайэнергосбыта регулируемая и регламентируемая, т.к. мы почти государственная организация. И если в силу этого, внешними изменениями мы управлять не можем, то внутренними не просто можем, но и обязаны управлять.
- Можно подробнее рассказать об управлении изменениями.
- Любое предприятие постоянно решает двуединую задачу – движется к достижению своих стратегических целей, и адаптируется к изменению окружающей среды. При этом долгосрочные цели развития остаются неизменны, а способы их достижения могут меняться в зависимости от изменения обстановки на рынке, в экономике, в законодательстве, и т.д.
Именно такой взгляд и приводит нас к пониманию, что задача изменений – обеспечение гибкости компании в достижении своих долгосрочных стратегических целей.
Энергосбытовая деятельность является одним из наиболее конкурентных сегментов электроэнергетической отрасли. Уже сегодня на рынке региона присутствует конкуренция между различными энергосбытовыми компаниями. По мере дальнейшей либерализации энергорынка конкуренция будет только ужесточаться и нам необходимо быть готовыми к эффективному функционированию в новых условиях. Среди задач, от успешного решения которых зависит будущее Алтайэнергосбыта, мы видим повышение эффективности бизнес-процессов компании и эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов.
Для этого в Алтайэнергосбыте запущен проект по оптимизации бизнес-процессов.
- Какова цель запуска этого проекта?
- Реализация проекта по оптимизации бизнес - процессов или процессов управления дает нам возможность выйти на новый качественный уровень ведения бизнеса. Это один из способов повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности компании. Мы должны организовать работу таким образом, чтобы адаптироваться к новым условиям рынка быстрее конкурентов и с наименьшими затратами. Целью проводимой нами работы является достижение такого организационного баланса, при котором рост компании будет устойчивым и управляемым, ресурсы будут распределяться рационально, работа персонала будет хорошо скоординирована. Мы выстраиваем такую модель организации, где работники постоянно расширяют свою способность достигать результатов, где воспитываются новые модели мышления. Мы должны оперативно овладевать всем потоком постоянно изменяющейся информации, чтобы превратить все это в знания, которые можно максимально эффективно использовать в своей работе. И поводом для такой работы являются как раз различного рода изменения, о которых говорилось выше.
- Что конкретно уже сделано и что еще предстоит сделать в рамках реализации проекта?
За то недолгое время, которое мы работаем над этим проектом, уже проведена большая работа. Несколько наших сотрудников прошли обучение и сейчас мы имеем от них обратный поток предложений по оптимизации рабочих процессов.
Шагом на пути реализации проекта стал анализ схемы взаимодействия подразделений, после чего появилась возможность выработать конкретные предложения по оптимизации имеющихся процессов. Параллельно происходит определение направлений повышения эффективности деятельности, связанных с развитием методологического обеспечения системы управления. Описание, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов – это основные моменты, которые позволят устранить внутренние барьеры, мешающие развитию компании, повысить эффективность деятельности.
Еще одним важным шагом в рамках проекта стало формирование новой организационной структуры, подбор высококвалифицированного персонала. Этот этап так же успешно завершен и сейчас качественный показатель персонала компании представляет собой оптимальное соотношение опыта, новых знаний, самоотдачи и способности в максимально короткие сроки решать поставленные задачи.
Разработка новой концепции бизнес-планирования так же является неотъемлемым этапом проекта. На мой взгляд, процесс бизнес-планирования в Алтайэнергосбыте должен быть основан на принципе оптимальной конструкции – т.е. наличии в структуре компании только тех подразделений, которые дают реальный эффект. Приспособленные к новым условиям бизнес-процессы должны так оптимизировать внутренние потоки и запасы ресурсов, чтобы компания могла успешно противостоять внешним негативным факторам и максимально использовать внешние позитивные факторы. Именно бизнес-планирование здесь играет ключевую роль, поскольку сводит воедино все факторы и внешней и внутренней среды в документе, который носит название - Бизнес-план.
Что касается наших дальнейших действий, то они направлены на введение сбалансированной системы показателей.
- Каков ожидаемый эффект для вашего предприятия от внедрения такой системы показателей?
Правильно построенная сбалансированная система показателей, поддерживаемая удобными программными средствами, позволит нам сосредоточить все свои ресурсы (финансовые, кадровые, технологические, информационные) на реализации нашей основной задачи и добиться движения предприятия к поставленной цели – быть конкурентоспособной, клиентоориентированной компанией.
Сбалансированная система показателей помогает обратить внимание на самые важные моменты в организации рабочего процесса. Опыт ее использования показывает, что для каждой отрасли и компании есть свои особенности, зависящие от ресурсов и конкурентного положения. Поэтому нашим менеджерам необходимо выделить главные моменты, характерные именно для нашей организации, и тогда можно будет направить все усилия на повышение эффективности точечно, в самых верных и необходимых направлениях.
Ранее, я говорил о том, что подбор персонала – это один из важнейших этапов реализации проекта по оптимизации безнес-процессов, так вот, чтобы эта значимость была еще понятней, отмечу, что сбалансированная система показателей обеспечивает слаженное взаимодействие сотрудников предприятия. Успешность реализации поставленных задач зависит от достижений и инициативы сотрудников, правильного распределения ресурсов и выстраивания обратных связей. Работая над реализацией проекта, сотрудники имеют возможность повысить собственную квалификацию и улучшить эффективность предприятия в целом. За счет вовлечения персонала в процесс реализации стратегических решений предприятие превращается в гибкую структуру, где каждый работник одинаково понимает поставленные цели. Такое предприятие способно быстро реагировать на любые внешние изменения и быстро принимать верные решения.
- Подводя итог нашей беседы, хочется резюмировать все сказанное и кратко обозначить цель всех проводимых в компании преобразований.
- Основная задача компании Алтайэнергосбыт – это качественное и своевременное обеспечение потребителей электрической энергией в необходимых объемах. Мы стремимся стать клиентоориентированной компанией – это значит работать в интересах потребителя и создавать условия для удовлетворения всех его потребностей. Для того, чтобы добиться этого результата, чтобы быть способными сохранить свое положение на рынке, чтобы быть привлекательными в глазах наших настоящих и будущих потребителей - нам необходимо оперативно адаптировать свою работу в соответствии с изменяющимися условиями. Вот в этом и есть суть всех преобразований в ОАО "Алтайэнергосбыт".