АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Конец монополии
"Свободный курс", № 38, 19-26.09.2007 г.
В большинстве своем эти цены были ниже регулируемых. Но рынок есть рынок: цены могут и расти. К счастью, благодаря либерализации рынка и появлению конкуренции рост цен будет сдерживаться. В этом, по крайней мере, уверены Павел Лиханов и Руслан Мамин, заместители генерального директора компании "Алтайэнергосбыт". Они рассказали о последних нововведениях в энергетике, итогах работы рынка по новым правилам и о том, что ждет потребителей в ближайшие годы.
Цены
Как было. Хотя либерализация оптового рынка электроэнергии началась еще в 2005 году, до 1 сентября 2006 года все цены на электроэнергию для потребителей определяли чиновники – Федеральная служба по тарифам и региональные энергетические комиссии (на Алтае – Главное управление экономики и инвестиций). Поэтому до 1 сентября прошлого года алтайская энергосистема, закупая электричество на оптовом рынке по ценам ниже тарифа, полученной прибылью с потребителями не делилась.
Как стало. Согласно новым правилам (Постановления Правительства № 529 и № 530), колебания цен на оптовом рынке отныне транслируются на все категории потребителей за исключением населения. "По какой цене мы купили электроэнергию, по такой и продаем ее потребителям – с учетом, конечно, надбавок за транспортировку и сбыт, установленным Главным управлением эономики и инвестиций", - объясняет Павел Лиханов. Это, впрочем, касается лишь той части энергии, которую сбытовики закупают на рынке по свободным ценам (на сегодня – до 18%). При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего объема электроэнергии по твердым и относительно низким тарифам.
Как будет. С 1 января 2011 года сбытовые компании будут приобретать все 100% электроэнергии на рынке по нерегулируемым ценам, рынок будет полностью либерализован.
Расчеты
Как было. До недавнего времени юридические лица платили за электричество по принципу "в сентябре за сентябрь", что было довольно трудно для организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Как стало. Новые правила отрегулировали и этот вопрос. По мнению Павла Лиханова, жилищно-коммунальные организации оказались выигрыше. Постановление Правительства № 530 предоставило им возможность платить в текущем месяце только 50%, а остальную часть в следующем месяце. "Прада, у сбытовых организаций возникает кассовый разрыв, с учетом того, что рассчитываться за электроэнергию, покупаемую на рынке, мы должны еженедельно, а нам эти предприятия будут оплачивать только в следующем месяце, - говорит Павел Иванович. - Но мы компенсируем его за счет кредитных ресурсов".
Как будет. В дальнейшем механизм расчетов за электроэнергию будет определяться решениями правительства, правилами оптового рынка и теми условиями, которые будут предлагать конкурирующие сбытовые компании.
Конкуренция
Как было. До введения в действие новых правил (речь идет, в частности, о "Правилах функционирования розничных рынков электроэнергии", постановление № 530) потребитель мог обслуживаться только той энергоснабжающей организацией, к сетям которой он присоединен. В этих условиях никакой конкуренции между сбытовыми компаниями не могло возникнуть. Кроме того, сбытовые компании не имели стимулов улучшать качество обслуживания потребителей. Как стало. С разделением энергетики на генерацию, сбытовые и транспортирующие компании и с введением новых правил у потребителя появилась возможность выбора сбытовой организации. Если же такая организация по тем или иным причинам отказывается заключать с ним договор, потребитель всегда может заключить договор с гарантирующим поставщиком, работающим на весь регион. Правда, как опасается Павел Лиханов, сегодня не исключено появление сбытовых компаний-однодневок, которые "со временем испаряются и оставляют задолженность за электроэнергию". В качестве примера он приводит бийское ООО "Тепло", которое на сегодня должно "Алтайэнергосбыту" 92 млн. рублей, а теперь "благополучно" закрылось.
Как будет. До 1 января 2010 года на всей территории России должны быть проведены первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Участники рынка при этом конкурируют, снижая издержки и совершенствуя методы работы с потребителями.
Договоры
Как было. До недавнего времени один из главных предметов спора потребителей (юридических лиц) с энергетиками были пункты договора энергоснабжения, которые предусматривали оплату отклонений от запланированного предприятием объема энергопотребления. За перебор компании платили по 10-кратному тарифу, за недобор - 0,5 от тарифа.
Как стало. В новых договорах энергоснабжения пункты, предусматривающие оплату "перебора и недобора" остались. Но уже с 1 января текущего года эти коэффициенты были снижены: 2 – за перебор и 0,25 – за недобор. В ближайшее время правительством должна быть разработана и утверждена методика, которая, по мнению Павла Лиханова, расставит все точки над i. Как будет. В дальнейшем, возможно, появятся сбытовые организации, которые предложат потребителям условия, не предусматривающие "штрафы" за недобор или перебор электроэнергии потребителем-юридическим лицом – они просто заложат эти риски в свою сбытовую надбавку.
Потребители восприняли позитивно
Павел Лиханов, заместитель гендиректора ОАО "Алтайэнергосбыт" по маркетингу: - Потребители досттаочно позитивно приняли правила розничного рынка электроэнергетики, о чем свидетельствуют следующие данные. Компания "Алтайэнергосбыт" не только сохранила старых абонентов, но и за полгода работы привлекла более 1000 новых юридических лиц и 45 тысяч новых бытовых потребителей. И мы рассчитываем, что в дальнейшем статус гарантирующего поставщика будут давать только тем организациям, которые зарекомендовала себя как прозрачные и понятные для всех.
Как застраховано население
Руслан Мамин, заместитель гендиректора ОАО "Алтайэнергосбыт" по оптовому рынку электроэнергии и производственному обеспечению: - Сегодня электроэнергия на новом оптовом рынке электроэнергии и мощностей приобретается следующим образом. Около 90 процентов - по регулируемым тарифам, которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. Эти объемы законтрактованы в пакете регулируемых договоров. Остальная часть - на краткосрочном рынке на сутки вперед и балансирующем рынке. Здесь цены определяются в соответствии со спросом и предложением и они транслируются на потребителей. Что здесь важно? В ближайшие годы либерализация цен не коснется населения, не приведет к росту тарифов для физических лиц.
Новый рынок – новый язык
Реформы в энергетике вызвали появление своего рода "энергетического сленга". Кто придумывает новые разговорные термины, мы, конечно, не знаем, но заметили, что подхватили их энергетики из самых разных регионов, а вслед за ними и потребители. Вот только несколько примеров. Гэпэ – гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП). Организация, обязанная заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем. Обязанность "гэпэ" - "подхватывать" тех, кто по какой-то причине оказался без поставщика (например, если производитель энергии разорился), тех, с кем другие поставщики не захотели иметь дело, или тех, кто не понимает, что происходит – например, с населением. В крае сегодня четыре "гэпэ": "Алтайэнергосбыт" (является гарантирующим поставщиком на территории двух субъектов РФ - Алтайский край и Республика Алтай), Барнаульская горэлектросеть, Заринская горэлектросеть, "Алтайкрайэнерго".
Расторговка – конкурсные торги. Конкурсы и аукционы стали нормой жизни во всех структурах РАО "ЕЭС России". Через торги закупается не только электроэнергия на оптовом рынке, но и топливо, оборудование, запчасти и прочее, что позволяет выбирать наиболее оптимальных поставщиков и лучшие цены.
Сбыты – сбытовые компании. Организации, у которых мы, потребители, покупаем электроэнергию. По замыслу реформаторов, такие компании должны стать преимущесвенно частными и конкурировать друг с другом. Сбыты имеют свою сбытовую надбавку к цене электроэнергии, за счет нее они живут. Чем больше у них потребителей, тем больше доход. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы выстраивать с потребителями партнерские отношения.
Частичники - компании, которые зарегистрировались на оптовом рынке, но приобретают на нем не весь необходимый им объем электроэнегии, а только часть.