АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Инициатива не наказуема
"Свободный курс", 23.12.2009 г.
В ноябре генеральным директором крупнейшей в Алтайском крае энергосбытовой компании "Алтайэнергосбыт" был назначен Роман Неплюев – человек для Алтая новый, но, несмотря на возраст (ему 30 лет), энергетик со стажем: он работал в трех энергокомпаниях России.
О том, какие изменения будут происходить в "Алтайэнергосбыте", будут ли меняться правила игры в энергетике и многом другом, он рассказал корреспонденту "СК".
Цели и задачи
- Роман Константинович, с чем связана смена руководства компании "Алтайэнергосбыт"?
- Думаю, пришло понимание, что государственными активами надо рационально управлять, а "Алтайэнергосбыт" - одна из тех сбытовых компаний России, которая осталась в собственности государства. На сегодня таких непроданных "сбытов" у государства осталось немного - всего пять. Среди них - такие солидные компании как, например, "Мосэнергосбыт", формирующая восемь процентов полезного отпуска электроэнергии России, "Петербургская сбытовая компания", бывший директор которой – Михаил Заворовский назначен директором "Объединенной энергосбытовой компании", которой и переданы под контроль непроданные сбытовые активы государства. Учитывая то, что деятельность "Алтайэнергосбыта" нуждается в оптимизации, было принято решение о смене руководства.
- Какие конкретные задачи вам поставили?
- Вывести компанию из убытков – это самая ближайшая задача. Среди долгосрочных задач – расширение рынка сбыта электроэнергии, повышение клиентоориентированности, доступности обслуживания, в том числе, для бытовых потребителей. Одним из следствий реформы электроэнергетики был уход крупных игроков на оптовый рынок, поэтому сбытовым компаниям надо обращаться лицом к мелкому потребителю, включая бытовых. Какие-либо внутренние изменения в компании будут направлены на реализацию в том числе и этих задач.
Мы живем в условиях кризиса - рынок сжимается, потребление падает. В таких условиях аккумуляция сбытовых функций на территории края в одной компании позволила бы снизить издержки и предприятиям (особенно малому и среднему бизнесу) и обеспечило бы большую управляемость процессам энергоснабжения. Электроэнергия специфический товар, строго привязанный к существующей сетевой инфраструктуре, поэтому чистый рынок здесь не возможен, а существующая система гарантирующих поставщиков первого и 2-го уровня является профанацией.
Желаемое и возможное
- Специфика энергетики такова, что потребители то и дело норовят не заплатить, а энергетики, в свою очередь, применяют к ним ограничения. Какие новации можно внести в эти взаимоотношения?
- Методы работы с должниками предусмотрены законодательством, и за его рамки никто выходить, конечно, не планирует - рэкетиров-"старообрядцев" нанимать не будем, но повышать платежную дисциплину потребителей мы обязаны. Наши задачи в этом смысле - четко определить объем потребления и урегулировать вопросы денежных взаимоотношений. А урегулировать их можно по-разному. Можно реструктуризировать задолженность, если у клиента финансовые проблемы. Можно ввести ограничения, используя их как способ понуждения потребителя к оптимизации затрат. Возможны и методы психологического воздействия на должника – все зависит от того, как соотносятся затраты на применение этих методов и результаты. Надо понимать, что если потребитель систематически нарушает достигнутые договоренности, мы будем действовать предельно жестко в рамках предоставляемых полномочий. Поскольку неоплата со стороны потребителей влечет недофинансирование сетей и генерации, что может повлечь как отключение края от оптового рынка, так и аварии, пример которых являет собой СШГЭС.
- Вы достаточно давно работаете в энергетике. Нет ли у вас намерений перенести на Алтай что-либо из личного профессионального опыта?
- Есть – и это касается, в том числе, обслуживания бытовых потребителей. В "Алтайэнергосбыте" таких клиентов более 425 тысяч. И что касается клиентоориентированности, создания центров обслуживания клиентов - эта работа здесь фактически отсутствует. Проводить ее надо: это в интересах как "Алтайэнергосбыта", так и наших уважаемых потребителей.
- Незадолго до ликвидации РАО "ЕЭС России" был разработан стандарт обслуживания потребителей. Будете ли вы внедрять именно его или разработаете свой?
- Стандарт обслуживания мы будем внедрять, но с учетом реальных возможностей нашей компании и потребителей края. Предложенный тогда стандарт был очень красивый, но весьма затратный. А рост затрат на организацию обслуживания в любом случае отразится на клиентах. Внедрять имеет смысл то, что рационально. Цвет кафеля и многое другое из того стандарта, о котором вы говорите, наверное, не имеет существенного значения.
Сбыт и сети
- Взаимоотношения разных энергокомпаний друг с другом всегда были непростыми. Понимаю, что нет единого рецепта, по которому все эти проблемы можно решать. И все же: ваш подход к разрешению конфликтов?
- Действительно, интересы ранее единых компаний (ОА-энерго) в процессе реформирования стали расходиться. Самостоятельность привела к появлению у них собственных финансовых, а иногда и политических интересов, зачастую не связанных с нашей общей целью – обеспечением надежности и безопасности энергоснабжения. А способы решения... Скорее, переговоры. В любом конфликте нужно проанализировать ситуацию, разобраться, в чем ее причины, и предложить взаимовыгодные решения. Это, наверное, универсальный подход к разрешению любых разногласий.
- Вы не прогнозируете в связи с этим, что от некоторых идей энергореформы откажутся?
- Существующая система неэффективна, она увеличивает издержки, связанные с постоянными разногласиями между участниками процесса энергоснабжения, конкуренцией в сбытовой деятельности, осуществляемой на одних и тех же сетях. Поэтому изменения в системе управления энергетикой будут. Степень пересмотра концептуальных положений реформы, связанных с разделением на сбытовые и сетевые функции, сейчас обсуждается.
Опыт и энергия
- Не ставите ли вы себе такую задачу как сокращение персонала компании?
- Речь должна идти об оптимизации, и это - не синоним сокращения. Если человек работает не на своем месте, он приносит вред. Если на своем - он заинтересован в работе, ищет пути решения поставленных задач. Соответственно, каждому человеку нужно найти свое место – в этом и состоит оптимизация.
- Что такой хороший работник в вашем понимании?
- Инициативный, организованный, зараженный делом человек. Естественно, профессионал.
- То есть у вас инициатива не наказуема, а наоборот – вы ее поощряете? А что тогда означает инициативность в сбытовой работе?
- Процесс организации энергоснабжения - технически и организационно сложен, особенно в условия перманентной реформы. Энергосбытовая компания фактически на передовом рубеже этой деятельности, поскольку ей необходимо увязать интересы всех участников процесса – генерирующих компаний, сетевых компаний и потребителей. Все это достаточно сложно и требует, кроме неукоснительного соблюдения действующего законодательства еще и применения нестандартных путей достижения поставленных целей. Ведь чем более ты ограничен, тем больше тебе приходится думать, как достичь результата при ограниченных ресурсах.
- Каким кадрам вы отдаете предпочтение: ветеранам с опытом или молодым – пусть не очень опытным, но способным к обучению?
- У тех специалистов, которые работают в отрасли достаточно долгое время, есть преимущество: они досконально знают деятельность изнутри и зачастую больше заинтересованы в работе, чем молодые. У них есть желание работать, но… не всегда есть возможность. Наверное, им сложнее адаптироваться к постоянно меняющимся правилам игры. Ну, а у молодых все наоборот: высокая степень адаптивности, быстрое восприятие нового, но нехватка опыта. Для меня самое главное – в том, чтобы команда из специалистов разного возраста могла реализовывать поставленные цели.
Блиц
- Вы компьютерный человек или книжный?
- А где грань? Я люблю читать, но работа обязывает быть "на ты" с компьютером.
- Какую последнюю книгу вы прочитали?
- "Улитку на склоне" братьев Стругацких. А вообще люблю историческую литературу, русских классиков.
- Чем вас зацепили книги Стругацких?
- Верой в позитивное будущее человечества.