АО "Алтайэнергосбыт" в СМИ
Энергетическая выгода
Экономика должна быть экономной – таково требование времени и сегодня эти слова актуальны, как никогда. В это непростое время ужесточается конкуренция и параллельно почти каждое предприятие доказывает свою жизнеспособность, сокращая издержки, оптимизируя систему управления, пересматривая в целом экономику предприятия. Одним из способов экономии собственных средств предприятия являются правильные и грамотные взаимоотношения с энергосбытовой организацией.
Вследствие проведенной реформы отдельные направления в энергетической отрасли стали конкурентными. Конкуренция является благом тех, кто умеет приспособиться к новым условиям, кто соответствует требованиям рынка и гибко реагирует на все происходящие изменения. Энергетика за последние несколько лет серьезно изменилась: раньше для каждого клиента существовал лишь один поставщик электроэнергии, который и производил, и транспортировал, и продавал свой товар, которому можно было не беспокоиться о том, что клиент будет недоволен, а уж тем более перейдет к другой компании т.к. их просто не было. Сейчас – другое время. Своих клиентов, особенно крупных, за которых как раз и идет самая острая борьба среди энергосбытовых компаний, необходимо беречь, понимать их и соответствовать их потребностям. В этих условиях становятся особенно актуальными такие факторы работы компании, как определение стратегических приоритетов развития в направлении работы с клиентами, приемлемые тарифные предложения для клиента, возможность выстраивания индивидуальной схемы взаимоотношений, умение проводить намеченные изменения, а так же - эффективность менеджмента, общие преимущества перед другими энергосбытовыми организациями.
В настоящее время на рынке Алтайского края работают несколько поставщиков электроэнергии. Всех их можно подразделить на 2 категории: субъект или участник оптового рынка (это те компании, которые покупают электроэнергию непосредственно на оптовом рынке, как, например, ОАО "Алтайэнергосбыт") и остальные компании, не являющиеся субъектами оптового рынка (те, кто покупают электроэнергию не на рынке, а у его участников и перепродает её своим потребителям). Основное отличие между этими компаниями, как становится понятно из вышесказанного – способ покупки электроэнергии. Плачевные результаты установления договорных отношений потребителей с некоторыми компаниями, не являющимися участниками оптового рынка красноречиво прослеживаются на примере ситуации, которая не так давно имела место быть в г. Бийске, когда там начала работать новая сбытовая компания "Бийскэнергосбыт". Имея более низкий, чем у Алтайэнергосбыта, отпускной тариф, эта компания показалась привлекательнее для некоторых их клиентов, в результате чего они расторгли договор со своим поставщиком, и перешли на обслуживание в новую организацию. Но спустя совсем небольшое время все эти потребители снова вернулись в число клиентов Алтайэнергосбыта т.к. Бийскэнергосбыт оказался неспособен выполнить свои обязательства перед потребителями потому, что не имел договора на покупку электроэнергии для своих потребителей. То, что показалось привлекательным для клиентов на первый взгляд, в итоге вылилось в огромные проблемы вплоть до введения ограничений подачи электроэнергии.
Подобных примеров довольно много как в Алтайском крае, так и в России в целом. К сожалению, некоторым потребителям приходится учиться на своих ошибках, прежде чем прийти к решению о том, что поставщиком электроэнергии для их предприятия должна быть надежная и стабильная компания.
Но если в начале процесса реформирования энергетической отрасли потребителю действительно было трудно понять, что происходит на рынке, то сегодня он уже должен разбираться в том, какие компании – поставщики заслуживают его доверия, а какие - нет.
Особенно актуальным вопрос выбора энергосбытовой компании станет для потребителя к 2011 году, т.к. для всех энергосбытовых компаний 2010 год станет последним, когда они будут работать по регулируемым тарифам. Как известно, в 2011 году произойдет либерализация рынка электроэнергии и отпускные тарифы для всех энергосбытовых организаций будут нерегулируемыми и зависимыми от схемы покупки электроэнергии сбытами на рынках. А данная схема напрямую зависит от статуса и возможностей конкретного энергосбыта. Поэтому потребителям стоит уже сейчас подробнее узнать о возможностях того поставщика электроэнергии, с которым у них заключен договор и задуматься о будущем своего предприятия, если эта организация не является субъектом оптового рынка.
В современных условиях преимущества компании, являющейся участником оптового рынка и региональным гарантирующим поставщиком, как, например, ОАО "Алтайэнергосбыт" очевидны.
Во-первых: Алтайэнергосбыт уже в 2010 году согласно прогнозной информации Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, будет иметь более низкий отпускной тариф для своих потребителей по сравнению с другими поставщиками. Этот момент для предприятий должен являться существенным фактором, т.к. экономия в результате покупки электроэнергии по более низкой цене будет довольно существенной.
Во-вторых: Алтайэнергосбыт является участником оптового и розничного рынков электроэнергии, соблюдая все необходимые требования правил функционирования розничных рынков электрической энергии, предъявляемые к субъектам рынка, осуществляющим энергосбытовую деятельность. Это позволяет компании обеспечить определенные гарантии в отношении своих потребителей, что самым положительным образом скажется на их энергообеспечении.
И, в-третьих: в условиях либерализации рынка в 2011 году благодаря существующим Правилам функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии все энергосбытовые компании, которые не являются субъектами оптового рынка, будут вынуждены продавать электроэнергию своим потребителям по более высокой цене, чем, например, тот же Алтайэнергосбыт. Причиной этому является как раз та схема закупки, о которой говорилось выше. Если Алтайэнергосбыт имеет выход на оптовый рынок и приобретает электроэнергию непосредственно у поставщика, то остальные компании могут покупать электроэнергию или у Алтайэнергосбыта, или у другого участника оптового рынка (не поставщика). И чтобы перепродавцам не остаться в убытке они будут вынуждены увеличивать стоимость электроэнергии для своего конечного потребителя.
Возникает закономерный вопрос: зачем покупать электроэнергию у перепродавцов с наценкой, если можно заплатить гораздо меньше, заключив договор с участником оптового рынка.
И еще один важный момент: согласно Правилам функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, всем гарантирующим поставщикам, не имеющим права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке, т.е. не являющимся субъектами рынка, необходимо получить это право не позднее 1 января 2010 года. В противном случае компания лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года. Кроме того, если такая энергосбытовая компания не успела стать субъектом оптового рынка электроэнергии до указанной даты, то она должна будет передать свою клиентскую базу гарантирующему поставщику – субъекту рынка.
Справка:
ОАО "Алтайэнергосбыт" создано 6 июля 2006 года. ОАО "Алтайэнергосбыт" является субъектом оптового рынка электроэнергии и гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Алтайского края и Республики Алтай. Основными видами деятельности компании являются покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках мощности и реализация электроэнергии потребителям, в том числе гражданам. В состав ОАО "Алтайэнергосбыт" входят 9 филиалов, которые разделены на 76 участков на территории Алтайского края и Республики Алтай. На сегодняшний день клиентская база ОАО "Алтайэнергосбыт" составляет более 430 000 бытовых потребителей и более 11 000 потребителей - юридических лиц. Доля занимаемого рынка в Алтайском крае составляет 75,5 %, в Республике Алтай - 99,8 %.